Здоровье сберегающие технологии в урочное и внеурочное время .

Одним из условий успешной учёбы ребёнка является его здоровье. Обучение и воспитание первоклассников способствует появлению таких форм поведения, которые поддерживали бы состояние равновесия между организмом и природно-социальной средой. Для того чтобы сохранить это равновесие, необходимо проводить профилактику формирования здорового образа жизни, включающую в себя воспитание с раннего возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

  Приобретение первоклассниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

  Довольно высокий уровень бытового и уличного травматизма и несчастных случаев, требует от современного учителя, с первого класса учить детей строго соблюдать правила предупреждения травм, а также оказывать первую помощь при несчастных случаях.

Усвоение и применение первоклассниками гигиенических знаний по охране зрения и навыков правильной посадки за партой, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

  Воспитанию здорового ребёнка способствует правильно организованный режим дня его жизни. Режим укрепляет здоровье ребёнка, организует его жизнь, приучает к распределению времени на занятия, игры, отдых, помогает воспитанию умения управлять своими желаниями, ценить время. В ритме жизни ребёнка, готовящегося к поступлению в школу, должно быть правильное чередование подвижной, умственной деятельности и отдыха. Пребывание на свежем воздухе обязательно 4-5 часов в сутки, сон продолжительностью 11 часов (10 часов - ночной сон и желателен дневной сон - 1-1,5 часа), питание ребёнка 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и тоже время.

  Учителю и воспитателю группы продлённого дня первых классов надо знать, что спокойные занятия детей необходимо чередовать с движениями. Ничто так не утомляет, как однообразные занятия. Частые переутомления постепенно истощают нервную систему детей. Разумная организация необходима и для свободного времени, беспорядочная и шумная беготня на улице не только бесполезна, но вредна. Детей нужно научить играть в коллективе.

Виды работ по укреплению здоровья детей ·

Оформление уголка здоровья.

В уголке здоровья помещаются лозунги, таблицы, листовки, плакаты, рисунки детей, газеты, направленные на соблюдение здорового образа жизни. ·

Проведение Уроков Здоровья.

Для первоклассников беседа на уроке должна длиться 10-15 минут. Отличительной особенностью уроков здоровья должна быть направленность на изменение поведения ребёнка, а не только сообщение ему новых знаний о здоровье. Поэтому такие занятия/уроки должны проводиться в определённой системе.

Примерные темы уроков и занятий в группе продлённого дня:

1. О режиме дня.

2. Берегите зубы.

3. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

4. Если хочешь быть здоров.

5. В гостях у Мойдодыра.

6. Наш друг светофор.

7. Как сохранить хорошее зрение.

8. Лакомств - тысяча, а здоровье одно. ·

Организация подвижных игр.

Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и на перемене. Игры должны быть подобраны в соответствии с программой первого класса по физической культуре. Содержание подвижной перемены, а также прогулки на улице планируются понедельно. При этом обязательно учитывать возраст ребёнка, его подготовленность и заинтересованность в выполнении тех или иных заданий. Важно охватить всех детей, дать им достаточную физическую нагрузку.

Организация и проведение физкультминуток Первые признаки утомления на уроке служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание. У учащихся (особенно первоклассников) ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультминуток составляет 1-5 минут.

Виды физкультурных минуток:

- упражнения для снятия общего и локального утомления;

- упражнения для кистей рук;

- гимнастика для глаз;

- гимнастика для улучшения слуха;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

- упражнения, корректирующую осанку;

- дыхательная гимнастика.

Мы в проходах встали ровно, Дружно делаем наклоны. То вперёд, а то назад – И по восемь раз подряд. (Наклоны вперёд- назад.)

А теперь мы будем делать Шесть наклонов вправо-влево. Руки в боки - раз, два, три. Упражненье повтори. (Наклоны вправо-влево)

Руки, плечи и спина Не устанут никогда, Если вместе по старинке Делать каждый день разминку. Для начала вместе с нами Делаем рывки руками. (Рывки руками перед грудью)

И пройдёмся по дороге. (Ходьба на месте)

За столы садимся дружно – Нам теперь учиться нужно. (Дети садятся за парты)

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача – сохранить при этом здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать принципом не только деятельности врачей, но и педагогов.